Have You Smiled At Any Body Today

 В помощь ученику - Музыка - СМЕТАНА Бедржих


СМЕТАНА (Smetana) Бедржих (1824-84) — чешский композитор, дирижёр, пианист, музыкально-общественный деятель. Учился игре на скрипке у своего отца — любителя музыки, затем игре на фортепьяно у Я. Хмелика и др., композиции — у И. Прокша. С 1856 жил в Гётеборге (Швеция), в 1861 вернулся в Прагу. Творчество и общественная деятельность композитора, работавшего в условиях реакционного правления австрийской империи Габсбургов, способствовали расцвету не только музыкальной, но и всей художественной культуры Чехии. С 1830 с успехом концертировал как пианист на родине и за рубежом. С 1853 выступал как симфонический дирижёр (после возвращения в Прагу организовал абонементные концерты, на которых дирижировал также произведениями русских композиторов). В 1866 — 1874 главный дирижёр «Временного театра». Возглавлял музыкальную секцию «Умелецкой беседы», работал с хором «Глагол Пражский» (писал для него произведения на чешские тексты). Музыкально-критические статьи Сметаны содействовали пробуждению интереса общественности к чешскому и славянскому музыкальному искусству. Преподавал, в т. ч. в 1848—56 в открытой им собственной музыкальной школе (Прага). После внезапной потери слуха в 1874 прекратил исполнительскую деятельность, но продолжал творческую работу. Творчество Сметаны отличается яркой национальной самобытностью. Вершинами его композиторского наследия являются оперные и программные симфонические сочинения, Основоположник чешской оперы, Сметана разработал её жанры — героико-патриотический («Бранденбуржцы в Чехии», посвятил изгнанию немцев в 13 в.; музыка пронизана песенно-маршевыми интонациями), лирико-комический («Проданная невеста», в музыке использованы ритмы и интонации чешских народных песен и танцев), трагический («Далибор»), эпический («Либуше», воспевает мудрость и силу чешского народа). Симфонический цикл «Моя родина» утвердил классические традиции чешской симфонической музыки (продолжены и развиты А. Дворжаком) — демократизм, национальная самобытность, патриотизм. В работе над циклом Сметана, опираясь на традиции романтического программного симфонизма (главным образом Ф. Листа), использовал исторический материал, народные легенды и мелодии. Многие камерно-инструментальные произведения носят трагический характер, окрашены личными переживаниями (смерть близких, собственная болезнь и потеря слуха). Народно-песенными интонациями проникнуты вокальные произведения , ритмами народных танцев — многие фортепьянные пьесы. Исполнением цикла «Моя родина» ежегодно открывается музыкальный фестиваль «Пражская весна». В 1910— 1927 издавался прогрессивный музыкальный журнал «Smetana» . С 1931 существует Обществово Б. Сметаны. Имя Сметаны присвоено 2-й сцене Национального театра и крупнейшему концертному залу в Праге. Работают 3 музея имени Сметаны в ЧССР, один — в Гётеборге. С 1940 издается полное собрание сочинений.


© Speaker design 2001