В помощь ученику - Музыка - Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Феликс |
МЕНДЕЛЬСОН, Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Феликс (1809—47) — немецкий композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкально-общественный деятель. На формирование эстетических взглядов Мендельсона значительно повлияло общение с видными представителями научной и художественной интеллигенции (В. Гумбольдт, Г. Гейне, Э. Т. А. Гофман, К. М. Бебер, Н. Паганини); большую роль сыграли многолетний контакт с И. В. Гёте, прививший Мендельсону симпатии к классическому искусству, а также курс лекций Г. Гегеля по эстетике, который был прослушан Мендельсоном в Берлинском университете. Создание увертюры к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1826) — свидетельство ранней творческой зрелости Мендельсона. Значительным событием в музыкальной жизни того времени было исполнение под управлением Мендельсона после многолетнего забвения «Страстей по Матфею» И. С. Баха (1829). Одновременно Мендельсон приобретал славу композитора, пианиста, скрипача. В 1829—32 Мендельсон путешествовал по Европе, дорожные впечатления отразились в «Итальянской», «Шотландской» симфониях и других сочинениях. В 1833 Мендельсон руководил Нижнерейнскими музыкальными фестивалями, в 1833— 1835 музик-директор в Дюссельдорфе (под управлением Мендельсона впервые исполнены многие произведения Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена ) . С 1835 дирижёр и руководитель оркестра Гевандхауза в Лейпциге, снискавшего благодаря Мендельсону мировую известность. В 1843 по инициативе Мендельсона открылась Лейпцигская консерватория. Мендельсон — один из крупнейших представителей немецкого романтизма, тесно связанный с классическими традициями (эстетическая позиция Мендельсона — основателя лейпцигской школы— отличалась ориентацией на классические образцы), но искавший новый тип выразительности. Музыка Мендельсона отличается стремлением к ясности и уравновешенности, ей присущи элегичность тона, опора на бытовые формы музицирования и интонации немецкой народной песни («Песни без слов» для фортепьяно и др.). Специфичная для Мендельсона образная сфера — изящная фантастичность скерцозность (увертюра из музыки к пьесе «Сон в летнюю ночь» и др.). Исполнительский стиль Мендельсона - пианиста, противника поверхностной виртуозности, повлиял на его инструментальную музыку (концерты, ансамбли и др.). Один из создателей романтического симфонизма, Мендельсон обогатил его жанром программной концертной увертюры («Морская тишь и счастливое плавание», 1832, и др.).
|