[Index'99]
Have You Smiled At Any Body Today

 В помощь ученику - История Белоруссии - Основание Полоцкой епархии


В 1992-м наша страна торжественно - праздничными литургиями, основанием новых храмов, научными конференциями - отмечала 1000-летие христианства в Беларуси. За точку отсчета был принят уточненный историками год учреждения Полоцкой епархии. Как известно, киевский князь Владимир стал христианином в 988 году. Древний идол Перуна, как обычное бревно, поплыл к днепровским порогам, а реку Владимир Красное Солнышко превратил в громадную купель. Согнанным на берег киевлянам князь бросил угрожающе: "Кто не со мной, тот против меня". Боясь жестокой кары за непослушание, язычники входили по шею в воду и возвращались уже христианами. Новгородцев, как свидетельствуют летописи, киевские воеводы Добрыня и Путята крестили "огнем и мечом". Приход новой веры в белорусский Туров тоже стал событием драматическим: не зря там доныне живо предание о приплывших из Киева каменных крестах, которые обагрили Припять кровью. Как же приняла Христову веру Полоцкая земля? Официально историки никогда ничего определенного не утверждали - мол, это часть Киевской Руси, поэтому все было здесь, как в столице или хотя бы как в Новгороде. Однако известий о том, как крестилось наше первое государство, мы не обнаружим ни в одной из известных сегодня летописей. Пускай Полоцкая летопись не сохранилась, но, если бы киевские дружинники совершили на берегах Двины кровавое насилие, это непременно отметили бы другие летописцы. Владимир Святославич уже не располагал достаточной силой, чтобы крестить полочан по принуждению. Княжество неуклонно возрождало свою самостоятельность. Его правители - потомки Рогнеды - не испытывали необходимости утверждать свою власть переводом в христианство сразу всех жителей, как сделал князь Владимир в Новгороде. Язычество несло в себе немало светлого, немало такого, от чего человеку нелегко отказаться. Полоцкие князья, понимая это, тем не менее не желали видеть свою землю языческим островом посередине христианской Европы. Они трезво оценивали преимущества, которые давала государству и его народу новая вера. Поэтому Полоцк принял ее и способствовал мирному распространению учения Христа на всех кривичских территориях. Некоторые из наших предков могли принять крест еще во времена походов на христианскую Византию. Историки предполагают, что христианином был князь Рогволод. Возможно, в Полоцке возник и первый у восточных славян монастырь. На эту мысль наводит скандинавская "Сага о крещении", воскрешающая события X века. Герой саги, причисленный после смерти к святым Торвальд Странник, крестил Исландию, откуда направился в Иерусалим. Заслужив большой почет у константинопольского патриарха, паломник возвращался на родину через восточнославянские земли. В "Русии" он основал монастырь Иоанна Предтечи, в пути скончался и был похоронен "на высокой горе возле церкви святого Иоанна вблизи Полоцка". Высокую гору найти в Полоцке несложно. Был тут и упомянутый в исторических документах древний монастырь, построенный в честь Иоанна Предтечи. Нет никаких доказательств, что Полоцкая земля принимала крещение от Клева. Зато существует немало иных свидетельств. Автор "Повести временных лет" пишет, что в 1008 году в Полоцке "перенесены святые в святую Богородицу". Первые киевские святые Борис и Глеб появятся только несколько лет спустя, а перенесут их мощи в церковь, как сообщает тот же летописец Нестор, в 1072 году. Кто же' тогда те таинственные полоцкие святые? Наиболее вероятно, что это мученица Рогнеда - Анастасия и ее сын Изяслав. Константинопольский патриарх, заинтересованный в христианизации Полоцкой земли по восточному обряду, мог позволить канонизировать местных святых. Княжество же, в свою очередь, желало иметь своих святых для укрепления независимости. Некоторые историки, основываясь на сведениях Ипатьевской и Лйврентьевской летописей, называют датой создания Полоцкой епархии 1105 год, но это никак не может соответствовать действительности. Упомянутые летописи сообщают лишь о назначении в Полоцк епископа. Между тем в кривичской столице уже полвека стоял Софийский собор, а такой храм не могли построить, если бы в Полоцке в то время не было своего епископа. Новая вера пришла в Беларусь непосредственно из Византии. Произошло это еще до официального разделения христианства на западную и восточную ветви, которое состоялось в 1054 году. Крестившись по греческому обряду, предки не испытывали враждебности к верующим-латинянам. Даже в XII веке тут продолжали распространяться жизнеописания римских святых. "Родом римлянин" был один из первых белорусских святых Меркурий Смоленский. Нам неизвестно о хождении на тогдашних белорусских землях какой-либо направленной против западного христианства литературы. Это лишний раз говорит о свойственном предкам благородном духе толерантности, традиции которой позднее будут сохраняться и развиваться в Великом Княжестве Литовском.
Владимир Орлов
("Десять веков белорусской истории 862-1918" Вильня изд."Наша Будучыня" 2001)>


© Speaker design 2001 - .  E-mail: speakera@tut.by